Гималайский дневник.


Вот и прошел еще один сезон. На этот раз он прошел в Индийских Гималаях.
Получилось не все, что хотелось, но мы впервые попробовали на зуб автономную экспедицию в труднодоступном малоисследованном районе.
Первый блин вышел комом, но мы живы и это главное.

Экспедиция проводилась в районе ледника Янгпар (Jangpar), долина Мийяр. Индийские Гималаи.

Сама по себе долина Мийяр достаточно хорошо изучена, много чего там схожено, но вот ледник Янгпар, который впадает в собственно ледник Мийяр, изучен мало. Он далеко, там одиноко и страшно :-), поэтому туда мало ходят.
Поэтому туда-то мы и отправились.
Дальше будет “много букафф”. Дневник-хронология.
Кому лень читать, идите в самый низ 🙂

24.08 – 25.08.

Перелет Москва-Дели.
Обычно все наши перелеты запоминаются нервотрепкой в аэропорту, которая всегда связана с перегрузом.
В этот раз все было очень просто – 2 места по 23 кг + 10 кг ручная кладь. Влезло все. И даже больше.
Перелет на комфортабельном А330 продолжался 5,5 часов.
Прилетели ночью. Душно и влажно. Но дождя пока нет.
Нас встретили, погрузили и мы отправились в сторону Манали.
За окном бедно и грязно. Даже ночью.
По дороге пообедали в придорожной индийской столовке . Остро и антисанитарно.
Через какое-то время въехали в красивое ущелье – вокруг крутые склоны, джунгли и обезьяны.
Вдоль дороги, практически над обрывом, примостилось огромное количество каких-то лавок и лавчонок, домов, домишек и лачуг.
Жизнь, пусть и не богатая внешне, бьет ключом.
В течении всего пути была плохая погода – то морось, то ливень.
Только перед Манали, куда мы приехали под вечер, вроде наладилось.
Нас встретил индус по имени Ринку, который впоследствии нам активно помогал по всем вопросам, пока мы были в Манали.
Поселились, поели.

26.08.


Ночь большая часть из нас пережила нормально.
Серегу атаковали какие-то местные насекомые, которых он обозвал клопами.
Он боролся с ними всю ночь, отвоевывая свое право на сон.
Андрей же, лениво открыв глаз и одним ударом убив небольшую армию этих созданий на своей подушке, продолжил смотреть интересный сон.
Мы с Костей в этом ночном сражении не участвовали т.к. дислоцировались в другой комнате.
Как бы то ни было, настало утро, и мы отправились завтракать.
Рекомендую Jonsons Cafe.
Не дешево, но прилично. Познакомились с женщиной, которая 20 лет назад оставила Москву и перебралась в Штаты. Теперь путешествует. Хорошо пообщались.
Затем наш индийский друг Ринку повел нас на рынок. Закупились. Больше 100 кг. Черт, как мы все это будем таскать?
Кстати, нашли консервированное мясо. Тунец и свинина. Очень вкусно. Проблема мяса в какой-то мере была решена.

27.08


Мы отправились в Тинграт. Дорога длинная и узкая, местами  даже слишком.
По пути мы преодолели один перевал (~3800 м) и попали в две пробки 🙂
Первый раз бульдозер расчищал дорогу, во второй раз встречный автобус одним колесом съехал с дороги.
Вечером прибыли в Тинграт. Полицейский, который нас регистрировал, предложил свою помощь в поиске лошадей. Правда, запросил он 1000 рупий за 1 лошадь за 1 день. Для нас это было неприемлемо т.к. обычная цена примерно 350 рупий.
Поговорили с местными. Нашли 500. В этот же момент оказалось, что у Андрея поднялась температура до 38.5.
Стало очевидно, что на след.день нам не выходить – нужно лечиться.
Поэтому решили, что утро вечера мудренее, работа не волк и отложили решение вопроса относительно лошадей на след.день.
Погода, кстати, мерзкая. Моросит. Небо затянуто. Не радостно. Остановились на поляне выше Тинграта, высота ~3200 м.

28.08


Андрею полегчало. Погода чуть лучше. Иногда появляется солнце. Давление чуть подросло. Чтобы это все значило?
После завтрака мужики ушли в деревню, а я остался сторожить лагерь. Уж очень сильно местные дети накануне интересовались нашим складом с припасами.
Лошадей ребята пока не нашли.

29.08
Пытаемся найти лошадей или портеров. Лошадей нет, все заняты на сезонной работе – таскают цемент, камни и т.д.
Весь день мы провели в поисках гужевого транспорта. Походили по разным близлежащим деревням, поговорили, поспрашивали – глухо. Находили, кстати, около 25 км 🙂
Лишь поздним вечером мы нашли человека, который смог организовать нам 10 портеров.
Кажется мы куда-то выдвинемся. Завтра. Но не факт. Посмотрим.
А пока едим супчик 🙂 Надо же что-то делать…

30.08


Портеры пришли, но опоздали, конечно.
Портер здесь несет 25 кг + свои шмотки. Несет очень медленно, часто останавливается и уже через 3 часа хочет разбить лагерь. Нужно сопротивляться.
Нам удалось “заставить” этих бедных портеров идти 6 часов. Большая удача.
Кстати, у нас тоже рюкзаки были по 23-24 кг. Те же портеры, тока за свой счет и по своему желанию :-).
В общем, правдами-неправдами, разговорами-переговорами нам удалось дойти до классной поляны с чистой водой.
Время в пути 5.5 часов с кучей остановок.
На поляне стояла семья из Австралии с двумя детьми. Интересные ребята, уже давно живут и работают в Индии, а здесь просто гуляют-отдыхают.
Научил детей нескольким русским словам, напоили австралийку коньяком.

31.08

Последний день лета. Сегодня очень хочется дойти до BC. Примерно 6 часов по жаре и мы под Замком (Castle peak).
Чуть позже подошли и портеры. Построили лагерь. Жизнь налаживается. Недалеко стоят поляки, они завтра уходят вниз.
Чуть дальше (еще один BC, его не видно, минут 40 хода еще) встали швейцарцы. 4 штуки. Забрасывало их 16 лошадей. Наверное, много Таблерона 🙂

Лирическое отступление. Про лошадей и про портеров.
Если вы не озаботились о способе заброске своего груза, то при поисках на месте, могут возникнуть проблемы:
1) Будут заламывать цену.
Сейчас мы уже знаем, что реальная цена 350-500 рупий за лошадь.
2) Лошадей может просто не быть. Часть может быть уже заказана более расторопливыми товарищами, часть может быть занята на сельскохозяйственных или строительных работах.
3) Цена дается за 1 день, в общее кол-во дней входит обратная дорога пустых лошадей(портеров). Стандартный расклад, который предлагают – 3 дня наверх и 2 вниз. В реальности – 2 дня наверх, 1-2 дня вниз. Нужно договариваться.

Портеры.

Несут 25 кг полезного груза. Ленивы. Нам удалось загнать их наверх за 2 дня, правда, обещав заплатить за 3, как договаривались сначала. Вниз 2 дня. Хотя, они, наверное, дошли за 1.
Сколько стоит портер в реальности мы не знаем, мы платили по 700 рупий. деньги большие, но ничего другого мы не нашли.

01.09
Первый день осени. Отдыхаем в BC. Готовимся к выходу на разведку. Цель – дойти до ледника Янгпар, забросить часть груза и осмотреться.
02.09

Адцкий день. Очень тяжело, долго и печально. По расстоянию прошли совсем немного, но т.к. не нашли тропу вдоль ледника Мийяр, то нам пришлось потратить много сил и времени чтобы дойти до поворота на ледник Янгпар. Мы блуждали сначала в самой середине ледника Мийяр с рюкзаками 25 кг и на высоте 4000 м. Ужас.
Кое-как, часов через 8-9 мы дошли до поворота на Янгпар. Начали блуждать по нему. Там еще хуже 🙂
Через пару часов нашли более-менее приемлемое место для ночевки – два огромных ровных камня, где мы и установили наши палатки.

03.09

Перетащили лагерь чуть выше. Опять два камня. Две палатки.
Высота…
Остаток дня отдыхаем. Вчерашний день даром не прошел. Видно горы!!!!
Рога Дьявола впечатляют. Их постоянно затягивает.
Вообще надо сказать, что ущелье создает гнетущее впечатление. Горы страшные, все в тумане, моросит. Вокруг никого. Высота начинает долбить по голове.

04.09


Взяв немного ледового снаряжения, перекус, аптеку, вышли на разведку.
Прошли мимо всего массива Рога Дьявола, посмотрели на Triple Towers. Впечатляет. Даже слишком.
Нижняя часть практически всех скальных стен какая-то стремная. Разруха какая-то, покрытая мхом. И это на высоте 5000 м. Гималаи, млин!
Верх более монолитно смотрится, но не везде.
Присмотрели сначала линию на Рога Дьявола, но потом отказались от нее. Чет разрушено смотрелось.
На Triple Towers  тоже нашли интересную нитку. Средняя башня “через бастион”. Низ смотрится вроде монолитно. Правда, не видно верх – все в тумане.
В итоге отсняв кучу фотографий, наметив пару линий и понюхав воздух на 4950, отправились в лагерь.

05.09


За два часа налегке спустились на ледник Мийяр. Там было решено разделиться. Костя и Андрей решили пересечь ледник и поискать тропу на противоположной стороне ледника. Мы с Серегой пошли старой дорогой.
Через час мы неким чудесным образом попали на хорошую тропу. Она идет точно между “зеленкой” и мореной. И мы за 3-4 часа добежали до базового лагеря.
Косте с Андреем повезло меньше. Явную тропу не нашли, поблуждали по леднику, устали.
На ужин жарим картошку!

06.09-07.09

Отдых.
Едим, читаем, разбираем снарягу, собираем еду на 10 дней.
Опять пойдем на Янгпар. Куда лезть уже понятно, но беспокоит погода. Каждые сутки есть осадки, то днем, то ночью. Не нравится мне все это.

08.09
Не вышли. Всю ночь накануне и практически весь день идет дождь. Читаем, едим, слушаем музыку и стук капель дождя по палатке.

09.09
Вышли-таки. Груза опять чет много, по 20 кг в среднем. Хоть идем по тропе, но все равно тяжело.
До поворота на Янгпар дошли за 4 часа – в 2 раза быстрее, чем первый раз.
Затем часа за 3 добрели до лагеря 2.
Переход дался тяжело.

10.09

Пошли с Костей на обработку. Подход 2.5 часа с грузом. Снизу смотрится неплохо. Начало маршрута находится на высоте 4830 м.
Вковались, полезли. Первая веревка простая, до 5b. Но очень разрушенный рельеф, просто не за что браться. Страховку организовать трудно. Стремно, короче.
Вторая веревка сложнее, лазание 6b. Из-за наличия разрушенных мест и дождя пришлось переходить на ито. Не сложно, АО.
Маршрут идет по внутреннему углу – все летит на страхующего.
На следующей веревке Костя предложил поменяться, я согласился 🙂
Костя отработал еще 40 метров. Участок интересный. 2 карниза, есть разрушенные места.  Мне один раз на каску прилетело очень хорошо. Даже слишком. короче, не понравилось.
Сложность примерно 6b, AО. Из-за карнизов, разрухи и пробки в камине провозились очень долго.

11.09


Продолжили обработку. Долезли остатки третьей веревки.
И начали работать 4-ю. Пришлось поскайхучить и побить спиты.
Серега с Андреем отправились в базовый лагерь еще за двумя веревками.
На разведке мы промахнулись с оценкой протяженности нашего бастиона.
И взяли лишь 4 веревки из 6. Провесив четыре шестидесятки, оказалось что до конца бастиона еще 3 веревки минимум. Отрываться не решились т.к. скорость низкая, а ночевать в стременах очень не хотелось.

12.09
Ждем веревки. Тепло, хорошо. Наконец развиднелось и мы решили взглянуть наконец на то, что ожидало нас выше бастиона.
Во время разведки нам не удалось увидеть верх горы.
То, что мы увидели нас расстроило.
Во-первых, верхняя часть бастиона в солнечном свете смотрелась не такой простой, как нам показалось первый раз, на разведке, когда все было в тумане.
Во-вторых, то, что мы увидели выше бастиона нас просто испугало. Какие-то вертикальные снежные поля, которые пересекаются разрушенными скальными поясами.
Мы крепко задумались. Начали прикидывать время. Не успеваем.
вскоре пришли Серега с Андреем.
Обсуждаем сложившуюся ситуацию. Ходим-смотим-думаем.
В результате долгих споров и расчетов было принято тяжелое решение прекратить восхождение.

13.09
Снимаем веревки. Во второй половине дня, преодолев относительно не сложный ледопад, переносим лагерь выше по леднику на высоту 5150 м.
Накануне мы высмотрели еще одну гору, на которую можно было залезть за оставшееся время.

14.09


У Андрея день рождения. Рано утром вышли на гору. Маршрут не сложный. Снег и немного льда. Шли достаточно быстро, не связывались, на индивидуальной технике, так сказать. Сходили за день. Высота горы 5900.
Наверху сильно дуло, пуржило, поэтому быстро сложили тур и вниз.
Вот так вот буднично мы сделали свое первое первосхождение.
пусть не сложное, как хотелось бы, но зато наше 🙂

15.09
Тяжелый день. Сегодня решили валить в самый низ, в Базовый лагерь. Стартовали в 7 утра, по пути собирая все снаряжение, продукты, мусор.
В Базлаг пришли через 12 часов. Вес моего рюкзака составил 31 кг.
Туризм в чистом виде и никакого альпинизма 🙂
Сегодня, кстати, первый и единственный день когда не было никаких осадков.

16.09
У меня ДР. Но праздника не чувствуется – ноги, после вчерашнего променада, не хотят ходить. Короче, отдыхаем. Строим планы на завтра. Хочется небольшой первопроходик сделать на одну из близлежащих  горок.
После обеда почувствовал слабость, померил температуру – 38.5
Вот так вот. Завтра я точно отдыхаю.
Костя с Серегой собираются.

17.09
Всю ночь и практически весь следующий день шел дождь. Конечно, ни о каком восхождении речи и не было. Спим, читаем, мыслями уже дома. Пью аспирин.

18.09

Проснувшись, обнаружили что весь Базовый лагерь завалило снегом.Ужас! Придут ли завтра наши лошади? Вряд ли.
Весь день пакуем грузы, вглядываемся в даль – высматриваем наших лошадей.

19.10
Не стали дожидаться лошадей. Вышли рано с утра, взяв по 25 кг груза.
Очень тяжело было идти. Тропили снег, да и от болезни еще не отошел.
До промежуточного лагеря (где встретили тогда австралийцев) я шел 8 часов.
По плану мы должны были кинуть вещи и вернуться в базовый лагерь.
У меня сил уже не осталось. Совсем расклеился. Пришлось остаться в промежуточном лагере. Ребята ушли наверх.
В лагере не было еды, только несколько печенюшек и пара пакетиков чая.
Ночь была очень холодная, спальник мы спустили очень легкий. Пришлось дополнительно заворачиваться во вторую палатку. Зато хоть кипяток был.

20.10
Утром я почувствовал себя лучше и, так как лошадей все не было, я взял примерно 30 кг груза и отправился еще ниже, в деревню Шикту(или Шипту). Я надеялся найти там портеров или лошадей, чтобы выслать их навстречу ребятам.
До деревни дошел достаточно быстро – 3-4 часа.
Ни портеров, ни лошадей найти не смог. Пришлось спрятать груз, попить пустого чаю и подыматься наверх, чтобы опять тащить груз вниз. Завтра утром нас должна ждать машина. Опоздать мы не можем.
Не дойдя до промежуточного лагеря 1 час увидел вдали какой-то лагерь и отправился туда в надежде найти лошадей.
Оказалось, что там стоит британская команда. Бриттов не было, но был обслуживающий персонал. Индийцы. Они меня накормили немного.
Кстати, там был индиец, который знает Валеру Розова по экспедиции на Шивлинг. Мир тесен.
Вскоре я увидел лошадей и людей, которые идут сверху.
Оказалось, что утром, когда я спускал вниз, мы разминулись с ними. Они шли вверх, я вниз. Почему они только сегодня пошли наверх? Говорят, лошади по снегу не идут и мол траву не могут найти под снегом для еды. Но я так думаю, что это погонщики идти по снегу не хотят ибо есть захочешь – до травы докопаешься. Это вам не на трех печеньках полутора суток 30 кг таскать!
Пока я там таскал груз из промежуточного лагеря вниз в деревню и топал обратно, парни сняли базовый лагерь и кое-как дошли до промежуточного лагеря. В это же время туда пришли лошади. Короче, спаслись.
Прибыв вечером в деревню, обнаружили, что машина в Манали уже ждет нас.
8 часов адцкой дороги (во многих местах дорога повреждена – когда у нас был снег, внизу были страшнейшие ливни) и мы в Манали.

21-22.10


Мы отдыхаем в Манали. Едим, отдыхаем. Сняли трехэтажный коттедж. Недорого. Вайфай.

23.10

Рюкзак, машина, Дели, дом. Дом, милый дом. Все живы, все спаслись.
Прощай, Индия. Нет, до свидания.

Приключение закончилось, вперед к новым приключениям!

А теперь для тех, кто все прокрутил и хочет меньше букафф:
1. Нас было 4 чела: Храмов Андрей, Мурга Сергей, Неумоин Костя и я, Кожевников Алексей.
2. Поехали в долину Мийяр, Индийские Гималаи. Конкретной цели не было. Было желание забраться на ледник Янгпар и посмотреть что к чему. И может быть, куда-нить залезть.
3. Карта района ледника Янгпар. Там практически никого не было, схожена гора 5960 (два раза) и пупырь Орандж Тауэр. И все. Целина.
4. Пока добрались (проблемы с портерами-лошадьми), пока сходили на разведку-заброску, пока отдохнули уже прошло две недели.
5. Выбрали среднюю башню массива Трипл Тауэр, через скальный бастион, который нам показался не очень сложным (ошиблись!), не очень длинным (ошиблись!), монолитным (ошиблись!) и после бастиона вроде не круто, полтора дня пешком (ошиблись!, правда, на зуб не попробовали, но потом со стороны посмотрели и ужаснулись).
6. За два дня пролезли 4 веревки 60 м. Перешли на скайхуки. Пару раз конкретно получили по каске. Но все живы.

7. Покумекали, прикинули время, скорость, настрой. Приняли тяжелое решение – снять веревки.
8. Сходили первовосхождение на пик 5900. Несложно. Не связывались. На индивидуальной технике. Кое-где на передних зубьях. Спуск практически везде лицом к склону. Иногда стремно.
Внимание! Нитка нарисована ОЧЕНЬ примерно!
9. Очень долго выбирались из района. По 30 кг, переходы 8-12 часов. Устали. Лошади вовремя не пришли. Базлаг завалило снегом. Еле вышли.
10. Погода в основном была сносной. Отметили два день рождения.
11. Съели 100 с крошками килограмм еды.
12. Кто-то сбросил несколько кг, кто-то потерял несколько сантиметров в талии.
13. Все живы и здоровы. И это самое главное. Разведали интересный район. Сделали много фотографий. Можем дать консультацию :-). Залезли прикольную, пусть и не сложную гору. Короче, приключение…
А зачем еще жить?

Фотоальбом “Индийские Гималаи 2012”.

Теги: , , , .
  • Natalia Kravchenko

    Леша, замечательно написал! Уже перечитываю второй раз за день о твоих приключениях в этих гигантских горах, так интересно. Хорошо, что все хорошо закончилось! Хорошие фотографии! Дальнейших успехов в покорении гор!

  • http://proclimbing.ru Кожевников Алексей

     Привет! Спасибо за теплые слова! рад, что тебе понравилось!

  • Sveta Astredinova

    Спасибо за рассказ и фотографии 🙂 Не хватает последней, где 4 бородатых и довольных красавца спустились наконец с гор :)) С прошешим ДР! Новых вдохновляющих восхождений 🙂