Друзья! Хочу уделить некоторое внимание технике спуска по закрепленной веревке.
Казалось бы – чего проще? Встегнулся и полетел…
А вот не тут-то было…
Сразу оговорюсь, что далее будет обсуждаться техника спуска с использованием специальных устройств. За основу взял статью Five rappelling techniques you should know.
Технику классического дюльфера предлагаю изучить самостоятельно. Тут есть ссылка на книжку, где представлен небольшой экскурс в историю. Любопытно…
Начнем с того, что необходимо встегивать спусковое устройство в кольцо, соединяющее пояс беседки и ножные петли. Причем, это кольцо так же в обязательном порядке используется для страховки партнера.
У нас же многие инструктора до сих пор учат встегивать спусковое устройство (и страховочное тоже) одновременно в пояс и ножные петли.
Хотя уже давно используются современные беседки и современные страховочные устройства такие как Gri-gri от Petzl или ATC-guide от BD.
А ведь в мануалах к страховочным (спусковым устройствам) черным по белому нарисовано как и куда его крепить.
Вероятно, к двум вечным проблемам России – дураки и дороги можно смело прибавить и третью – нежелание читать инструкции.
Почему же рекомендуется встегивается в центральное кольцо?
С одной стороны, оно является прочнейшей частью беседки, а с другой, вертикальное расположение спускового (страховочного) устройства позволит лучше его контролировать. Дело в том, что устройства подобные ATC или Reverso очень легко блокировать легким перегибом вниз выходящей веревки. При “классическом” же прикреплении спусковухи к системе выходящая веревка находится в горизонтальной плоскости, что не есть гуд (это более актуально для страховки, чем для спуска)! Кроме того, некоторый вынос устройства подальше от пуза значительно облегчает работу.
Уф…с этим разобрались. Для неверующих – просто прочитайте инструкцию. Попробуйте и почувствуете разницу.
Теперь дальше. Как же все таки спускаться-то?
Есть много способов. Коротенько рассмотрим несколько, наиболее популярных.
1. Спусковина в кольцо через муфтованный карабин, веревка между ног.
Лично я прочитал о таком способе совсем недавно. Выглядит очень забавно. Пишут, что можно использовать трение о внутреннюю часть бедра + перчатки.
Я бы так делать не стал. И Вы, я думаю, тоже не стали бы 🙂 Лучше вывести веревку на внешнюю сторону и тереть там. При этом, правда, спусковое устройство немного развернет, но гибкость кольца позволит сделать это.
………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Спусковина в кольцо + пара карабинов для трения.
А вот этот способ весьма интересен. С помощью карабинов создается дополнительное трение. Думаю, что этот способ будет очень полезен в том случае, если Вы на себе транспортируете пострадавшего. …………………………………………………………………………………………………………………………….
3. Спусковина в кольцо через карабин + подстраховка схватывающим узлом ниже.
Часто во время спуска нужно не просто остановиться, но и освободить руки. Как это сделать? Очень просто – завязать на веревке ниже спусковины схватывающий узел. Как только вы отпустите руки, узел сразу сработает – он всего лишь чуть “присхватит” веревку, а она, застопорившись, “переломит” страховочное устройство и спуск прекратится.
Почему не надо навязывать схватывающий узел выше спускового устройства? Потому что, отпустив руки, Вы зависнете непосредственно на узле и для того, чтобы продолжить движение необходимо будет предпринимать отчаянные попытки снять с него нагрузку. В описанном же способе, сильного затягивания узла не произойдет.
Более подробно про этот способ можно почитать тут!
4. Спусковина вынесена на отдельной петле или дейзичейне+подстраховка схватом ниже.
Это рекомендуемый мною способ. На картинке показано очень хитрое присоединение с помощью длинной петли из тонкой стропы. В результате образуются две независимые петли, с помощью которых спусковина крепится к системе. Буржуи пишут, при быстром спуске можно нечаянно перетереть веревкой стропу, а раз у Вас будет двойная стропа – то все будет ок. Ну, наверное, были случаи.
……………………….
Подробнее про узелок смотрим тут.
Кроме того, можно включать спусковое устройство и в дейзичейн. Лично я использую этот вариант, а если нет дейзика, то беру короткую петлю или оттяжку, но ни разу не завязывал такой узел, как показан на картинке.
В качестве схватывающего узла можно использовать тройной пруссик, я же предпочитаю австрийский или французский схват. Все три можно прикреплять как к системе, так и одной из ножных петель. Кому как удобно.
Кстати, именно такой способ спуска рекомендуется при транспортировке пострадавшего. Думаю, что если добавить трения по способу №2, то будет еще проще контролировать спуск пострадавшего и сопровождения.
Такой большой вынос спусковухи по сравнению со способом №3 более удобен тем, что вероятность попадания схватывающего узла в устройство минимальна (конечно, реп для схвата должен быть разумной длины).
…………………………………………………………………………………………………………………………………………..
5. Есть еще один вариант – с использованием карабинного тормоза.
Интересный вариант, но требует большого числа карабинов, желательно овальных и без муфт (веревкой их может так затянуть, что потом не раскрутишь). На мой взгляд, лучше использовать классический узел Мунтера. Пару вертикальных карабинов ( см. фото) можно заменить ручкой скального молотка или древком ледоруба. Чаще система карабинного тормоза используется в спас.работах, когда необходимо очень плавно опускать большой вес – пострадавший и сопровождение.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
6. Спуск с использованием узла Мунтера (он же Итальянский узел, он же узел УИАА).
Если так случилось, что Вы потеряли свое спусковое устройство, то не стоит отчаиваться и пытаться с ног до головы обмотать себя веревкой в тщетных попытках вспомнить классический дюльфер. Нужно просто вспомнить узел Мунтера (а про это узел и многие другие можно почитать тут).
Правда, спускаться быстро на таком узле не следует – веревка сильно трется сама о себя и может даже оплавится. Кроме того, этот узел сильно крутит веревку.
Конечно же, как уже было показано выше, можно использовать схват ниже и вынос на оттяжке для более удобной и безопасной работы.
Статья будет неполной, если не рассказать о технике блокировки спусковых устройств. Но это предмет отдельного разговора, в ближайшее время постараюсь написать небольшую заметку на этот счет.
UPD Оперативненько так накатал постик про блокировку. Смотрим!
П.С. Если чего забыл – пишите в комментах!