Переправа, переправа. Берег левый, берег…

Переправа, переправа...

Давно назрела необходимость внести некоторую ясность в вопросах, касающихся навесных переправ.

Внятного материала на русском языке по данной теме мне найти не удалось. Поэтому пришлось обратиться к забугорному опыту.
Ниже предлагаю Вашему вниманию вольный перевод (с которым мне очень помогла Даша Зимарина, за что ей большое спасибо) части “Навесные переправы” мануала British Columbia Mine Rescue Manual.

Виды навесных переправ:

1. Горизонтальные.
Начальная станция и конечная станции расположены практически на одном уровне (разница уровней составляет не более 10 градусов).

2. Наклонные.
Разница уровней начальной и конечной станции составляет от 10 до 45 градусов.

3. Крутые.
Разница уровней более 45 градусов.

Организация навесных переправ – процесс творческий и нет единого решения на все случаи жизни. Очень многое зависит от имеющегося снаряжения и рельефа.

Но можно выделить следующие основные принципы организации навесных переправ:

Закрепление конца грузовой веревки

Рис. 1. Закрепление конца грузовой веревки.

1. Избегать любых перегибов грузовой веревки (в т.ч. узлов) на грузовой веревке т.к. это снижает ее прочность. Также необходимо надежно закрепить конец грузовой веревки при помощи соответствующего узла (рис. 1).

2. Прикреплять полиспаст для натяжения переправы к грузовой веревке необходимо таким образом, чтобы веревка не повреждалась при слишком большом тянущем усилии. В настоящее время, в качестве основного тянущего элемента принято применять 8 мм тандем-пруссик в три оборота (рис. 2) (прим. пер. Для веревок с толщиной менее 11 мм можно использовать 7 мм тандем-пруссик).

Любые механические зажимные устройства (жумар, тиблок, гиббс) использовать при натяжении навесных переправ запрещено.

Тянут полиспастом с тандем-пруссиком.

Рис. 2. Грузовую веревку натягивают тандем-пруссиком.

3. Груз должен прикрепляться к подвесной системе посредством устройства, к которому может прилагаться усилие в разных направлениях (Kootenay Carriage, кольца). Так же нужно определиться, сколько точек подвеса и сколько тяговых веревок будет использоваться: (одна или две независимые). Основные варианты показаны ниже (Рис. 3).

Прикрепление груза к грузовой веревке.

Рис. 3. Прикрепление груза к грузовой веревке.

4. Необходимо подстраховывать груз на случай обрыва грузовой веревки. Для этого необходимо подстраховать тяговые веревки при помощи тандем-прусика, закрепленного на станции. Тяговые веревки должны прикрепляться к устройству, предусматривающему приложение сил в разных направлениях (Kootenay Carriage, например), на котором подвешен груз, но не непосредственно к грузу. Также для амортизации рывка рекомендуется продублировать крепление тяговой веревки к грузу репшнуром, завязанным узлом прусика на веревке (Рис. 3, обратите внимание на узлы “пруссик”).

5. Коэффициент запаса прочности (соотношение прочности самого слабого звена системы к предполагаемой нагрузке) навесной переправы должен быть как минимум 10:1.
Если из-за особенностей рельефа требуется натянуть переправу с минимальным провисом, то можно увеличить количество грузовых веревок для достижения требуемого запаса прочности.

6. Все ролики, используемые для натяжения переправы, должны быть достаточно большого диаметра. Это необходимо для снижения нагрузки на грузовую веревку.

7. Грузовая и тяговые веревки должны прикрепляться к независимым станциям. Прочность станций должна быть равна или выше прочности веревок. Например, 11.1 мм веревка имеет прочность на разрыв 30 kN, следовательно, и станция должна выдерживать нагрузки не менее 30 kN. Если используется двойная веревка (две 11.1 мм веревки), тогда прочность станции должна быть не менее 60 kN.

8. При натяжении переправ длиной более 30 м следует использовать подвес для тяговой веревки, чтобы уменьшить ее провис. Такой подвес можно сделать из нескольких петель репшнура, привязав их схватывающими узлами к тяговой веревке и закрепив концы на грузовой веревке при помощи немуфтованных карабинов на одинаковом расстоянии друг от друга (Рис. 4).

Подвес для тяговой веревки.

Рис. 4. Подвес для тяговой веревки.

Основные правила натяжения переправы.

Все правила, о которых мы будем говорить ниже (расчеты даны для 11 мм веревки c прочностью на разрыв 30 kN), направлены на то, чтобы соблюсти одно самое важное условие – всегда должен быть 10-кратный запас прочности.

1. Если основная веревка не нагружена, то для ее натяжения используется полиспаст 2:1, который тянется ОДНИМ человеком.

2. Если к середине основной веревки прикреплен груз, то для ее натяжения должна использоваться такая комбинация полиспаст-количество человек, которая даст выигрыш в силе не более 12 (т.е. произведение количества человек на выигрыш в силе полиспаста не превышает 12). Так, например, полиспастом 2:1 может тянуть 6 человек, полиспастом 4:1 – 3 человека, а полиспастом 6:1 – только 2 человека. То же самое относится и к двойной и к четверной веревке. Если используется 12.5 мм веревка, то система натяжения не должна давать выигрыш в силе более 18, т.е. 6 человек могут натягивать основную веревку полиспастом 3:1. Следует помнить, что реальный выигрыш в силе может отличаться от идеального.

3. Если для наведения навесной переправы используется двойная или четверная веревка (обычно большое количество веревок применяется для уменьшения провиса или при транспортировке большого веса), то в этом случае необходимо убедиться в том, что все веревки натянуты одинаково.

На рис. 5 показано натяжение двойной веревки полиспастом 6:1. Если используются 11 мм веревки, натягивать переправу должно не более двух человек.

Натяжение двойной веревки полиспастом 6:1.

Рис. 5. Натяжение двойной веревки полиспастом 6:1.

Обратите внимание на то, что ролики, к которым прикреплены тандем-пруссики, соединены между собой стропой. Это необходимо для сохранения системы полиспаста в случае обрыва одной из веревок.

Дополнительная подстраховка грузовых веревок системой тандем-пруссик необязательна и обычно используется для натяжения наклонных переправ или в случае, если при натяжении требуется перезаряжать полиспаст.

4. Когда груз проходит больше половины переправы и приближается к целевой станции, для вытягивания тяговой веревки может потребоваться полиспаст. В этом случае можно использовать простой полиспаст 3:1, собранный из конца тяговой веревки (Рис. 6). При этом так же необходимо использовать систему тандем-пруссик для страховки на случай обрыва грузовой веревки.

Полиспаст 3:1 и тандем-пруссик.

Рис. 6. Полиспаст 3:1 и тандем-пруссик.

5. При спуске груза по наклонной переправе необходимо дополнительно контролировать его скорость. Для этого может быть использовано страховочное устройство (Рис. 7).
Для обеспечения страховки на случай обрыва грузовой веревки на тяговой веревке перед страховочным устройством вяжется система тандем-пруссик, которая прикрепляется к станции при помощи узла LRH (прим. пер. Load Release Hitch – узел, который может быть развязан под нагрузкой, обычно имеется в виду заблокированный узел UIAA или узел радиум).

Постраховка тяговой веревки.

Рис. 7. Постраховка тяговой веревки.

6. Прим.пер. На схемах не показано (Рис. 4), что концы всех!!! веревок (будь то грузовая веревка, выходящая из полиспаста, будь то тяговая веревка, так же, выходящая из полиспаста) должны быть закреплены на своих станциях.

7. Прим.пер. Иногда нужно не просто переправить груз, пострадавшего и т.д. на другой берег, а необходимо, например, переправить на середину каньона, а затем спустить. Или, наоборот, необходимо спустить спасателя на дно каньона, чтобы добраться до пострадавшего. Для этого используется т.н. система “English reeve

English reeve.

Рис. 8. English reeve.

Как видно из рисунка – ослабляя красную веревку с обоих концов одновременно, можно опустить груз. Точно так же, организовав полиспаст на концах красной веревки, можно поднять груз.
Обратите внимание так же на заглавную картинку поста, там видно как организована система
English reeve” при двух блоках на грузовой линии.

Однако очень часто не удобно работать одновременно с двух сторон, поэтому можно несколько упростить схему (Рис. 9).

Упрощенная схема English Reeve.

Рис. 9. Упрощенная схема English Reeve.

На фото видно, что с помощью синей веревки можно осуществлять вертикальные манипуляции с грузом.
Следует помнить, что при этом тяговые веревки должны быть натянуты и закреплены.
Конечно, в обоих случаях, веревка, с помощью которой осуществляется подъем или спуск, должна быть оборудована полиспастом или страховочным устройством, соответственно.

Использование линий-оттяжек.
Используя технику навесной переправы для спуске груза по крутому, сложному рельефу целесообразно применять оттяжки для того, чтобы уберечь груз от повреждений.
Оттяжки бывают нескольких типов:

1. Оттяжка из вспомогательной веревки.

Оттяжка из вспомогательной веревки.

Рис. 10. Оттяжка из вспомогательной веревки.

Этот способ (Рис. 10) подразумевает оттягивание носилок/груза, грузовой и страховочной веревок от рельефа при помощи веревки, закрепленной на нижней части носилок/груза.
Так как оттяжка при этом почти не нагружена, она может удерживаться всего одним спасателем, стоящим внизу. С другой стороны, значительно изменить направление движения груза таким способом довольно трудно.
Организовать такую оттяжку можно в любой момент, по мере необходимости.

Особенности:
1. Способ достаточно прост и безопасен, т.к. оттяжка почти не нагружена.
2. Хорошо подходит для незначительного изменения траектории движения груза.
3. Человек (несколько человек), удерживающий оттяжку, может при необходимости, перемещаясь, легко изменить направление движения груза.
4. Необходимо выдавать веревку, если груз поднимают, и, наоборот, выбирать веревку, если его спускают.

2. Оттяжка из направляющей веревки.

Оттяжка из направляющей веревки.

Рис. 11. Оттяжка из направляющей веревки.

При использовании этого способа (Рис. 11) груз при помощи привязи и ролика крепится к направляющей веревке, которая закреплена на верхней станции. Привязь, при помощи которой носилки/груз крепятся к ролику, должна быть достаточно короткой, чтобы практически вертикальная направляющая веревка не мешала транспортировке.

Направляющая веревка нагружается не сильно, поэтому внизу ее могут удерживать несколько человек. При этом сильно изменить траекторию движения груза также не получится. Основное отличие от предыдущего способа в том, что веревка в этом случае закреплена наверху, а не на грузе.

Особенности:
1.
Способ достаточно прост и безопасен, т.к. веревка нагружена слабо.
2. Хорошо подходит для небольшого изменения траектории движения груза.
3. Люди, удерживающие оттяжку, могут при необходимости, перемещаясь, легко изменить направление груза.

3. Оттяжка из грузовой веревки.

Оттяжка из грузовой веревки.

Рис. 12. Оттяжка из грузовой веревки.

В этом способе носилки/груз крепится к грузовой веревке напрямую (без привязи) при помощи ролика. Грузовая веревка (не путать с грузовой веревкой на переправе) нагружена сильнее, чем в предыдущих случаях, поэтому она не может просто удерживаться людьми, ее необходимо закрепить на станции.

Грузовая веревка должна иметь достаточно крутой угол наклона, чтобы принимать на себя только часть веса груза и при этом отводить его от стены. Сильно натянутая грузовая веревка превращается в крутонаклонную переправу, рассмотрение которой выходить за рамки этой статьи.

Грузовую веревку можно натягивать как снизу, так и сверху, выбирайте наиболее удобный способ.

Так как веревка нагружается не сильно, для закрепления ее конца можно использовать любой подходящий узел (возможность развязать под нагрузкой – не требуется). Для крепления ролика к веревке и к грузу подойдет любой удобный в данном случае способ. Ролик будет перемещаться по веревке вместе с грузом.

Особенности:
1. Способ достаточно прост и безопасен.
2. Используется в тех случаях, когда нужно избежать контакта груза с рельефом.
3. Из соображений безопасности не стоит отводить груз далеко от стены.
4. Грузовая веревка НЕ ДОЛЖНА быть натянута так же сильно, как крутонаклонная переправа!


Ну вот и все!
Удачных Вам переправ!

Теги: , , .
  • Demidovas Dmitrijus

    Привет.
    А можно обзорную статью о станциях, организация, способы и т.д.
    Спасибо заранее.

  • http://proclimbing.ru Кожевников Алексей

    Привет!
    По станциям существует монументальный обзор на Risk.ru.
    Вот ссылка http://www.risk.ru/users/vgr/6620/
    Это только первая часть. В конце статьи – ссылка на продолжения. Всего 4 части.
    На сколько я знаю, это самое полное творение на русском языке.

  • Gercewin

    Вот это работищу ты проделал. Заполняй сайт! Заполняй. Очень все интересно.